Неточные совпадения
В сложном отношении к «германской
идее» стоит Ницше, который по духу своему и по крови не был
чистым германцем.
Другие большие города Европы — это уже Париж второго и третьего сорта, не
чистые воплощения
идеи нового Города и половинчатые, разбавленные провинциализмом.
Но в нашем классическом славянофильстве, у Киреевского, Хомякова, Аксаковых, Самарина, трудно найти
чистое выражение славянской
идеи.
Национализм может быть
чистым западничеством, евреизацией России, явлением партикуляристическим по своему духу, не вмещающим никакой великой
идеи о России, неведующим России, как некоего великого Востока.
В русском мессианизме, столь свойственном русскому народу,
чистая мессианская
идея Царства Божьего, царства правды, была затуманена
идеей империалистической, волей к могуществу.
Поэтому свобода любви в глубоком и
чистом смысле слова есть русский догмат, догмат русской интеллигенции, он входит в русскую
идею, как входит отрицание смертной казни.
1849–1855 гг.»] Это был энергический, горячего темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый
идеей и преданный ей фанатически,
чистый нравственно.
Одна из этих женщин до того уже презирала в это мгновение другую и до того желала ей это высказать (может быть, и приходила-то только для этого, как выразился на другой день Рогожин), что как ни фантастична была эта другая, с своим расстроенным умом и больною душой, никакая заранее предвзятая
идея не устояла бы, казалось, против ядовитого,
чистого женского презрения ее соперницы.
— Как же это вы не понимаете? — гораздо снисходительнее начал тапер. — Одни в принципе только социальны, а проводят
идеи коммунистические; а те в принципе коммунисты, но проводят начала
чистого социализма.
На востоке
идея является в своей
чистой бесконечности, как безусловная субстанция в себе, an sich, безо всякой формы, безо всякого определения, поглощающая и подавляющая все конечное, человеческое; поэтому единственная форма общества здесь есть теократия, в которой человек безусловно подчинен божеству…
В мире германском человек, как свободное лицо, осуществляет
идею в ее собственной области, как безусловную свободу, — здесь является свободное государство и свободная наука, то есть
чистая философия.
[По гегелевской системе]
чистое единство
идеи и образа есть то, что называется собственно прекрасным; но не всегда бывает равновесие между образом и
идеею; иногда
идея берет перевес над образом и, являясь нам в своей всеобщности, бесконечности, переносит нас в область абсолютной
идеи, в область бесконечного — это называется возвышенным (das Erhabene); иногда образ подавляет, искажает
идею — это называется комическим (das Komische).
Из этого основного воззрения следуют дальнейшие определения: прекрасное tcnm
идея в форме ограниченного проявления; прекрасное есть отдельный чувственный предмет, который представляется
чистым выражением
идеи, так что в
идее не остается ничего, что не проявлялось бы чувственно в этом отдельном предмете, а в отдельном чувственном предмете нет ничего, что не было бы
чистым выражением
идеи, Отдельный предмет в этом отношении называется образом (das Bild).
Наконец, ближайшим образом мысль о том, что прекрасное есть
чистая форма, вытекает из понятия, что прекрасное есть
чистый призрак; а такое понятие — необходимое следствие определения прекрасного как полноты осуществления
идеи в отдельном предмете и падает вместе с этим определением.
Мутные индивидуальности, вырабатываясь из естественной непосредственности, туманом поднимаются в сферу всеобщего и, просветленные солнцем
идеи, разрешаются в бесконечной лазури всеобщего; но они не уничтожаются в ней; приняв в себя всеобщее, они низвергаются благодатным дождем,
чистыми кристальными каплями на прежнюю землю.
В
чистом виде
идея нарукавников имеет только предупредительный характер, и если Михеич грозит ими, как чем-то наказующим и мстящим, то это свидетельствует еще раз печальную истину, что грубая действительность искажает всякие
идеи.
Но что более поразило его — это самые христиане, деятельность их для развития
идеи, беспредельная вера в нее и
чистое, святое самоотвержение.
Нет сомнения, что большую часть писем Станкевича прочтут с удовольствием все, кому дорого развитие живых
идей и
чистых стремлений, происшедшее в нашей литературе в сороковых годах и вышедшее преимущественно из того кружка, средоточием которого был Станкевич.
Крупнейшею заслугой Канта в теоретической философии было констатирование антиномий рассудка, благодаря которым он неизбежно запутывается в свои собственные сети [Имеются в виду антиномии космологических
идей в трансцендентальной диалектике Канта, или его трансцендентальная аналитика в «Критике
чистого разума».].
Этим успехом, следовательно,
чистый теоретический разум, для которого все эти
идеи трансцендентны и не имеют объекта, обязан исключительно своей
чистой практической способности.
И если реальность установляется чувственностью или телесностью, которая, однако, не существует вне
идеи, то
чистая идеальность есть призрачность или отвлеченность.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности
идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение
чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание
чистого разума еще не получает прироста.
У Ницше была
идея чистого героизма, который не ведет ни к какой цели, не имеет продолжения ни в этой жизни, ни в жизни иной.
Нравственный акт и оценка личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых
идей, и до свободного и
чистого нравственного суждения тут невозможно добраться.
И в этом человеке увидал он под конец не изуверство какой-нибудь книжной проповеди, а глубину
чистой, ничем не подмешанной преданности народу, жалость к нему, желание поднять его всячески, делиться с ним знанием,
идеями, трудом, сердечной лаской.
В нашем редакционном кружке он давал молодую, изящную ноту; но тогдашними разрывными
идеями не увлекался и был чрезвычайно предан культу"
чистого искусства".
Но в последние три года, к 1858 году, меня, дерптского студента, стало все сильнее забирать стремление не к научной, а к литературной работе. Пробуждение нашего общества, новые журналы, приподнятый интерес к художественному изображению русской жизни, наплыв освобождающих
идей во всех смыслах пробудили нечто более трепетное и теплое, чем
чистая или прикладная наука.
По душевной своей структуре он имел в себе типически интеллигентские черты, он был нетерпимым фанатиком, склонен к сектантству, беззаветно увлечен
идеями, постоянно вырабатывал себе мировоззрение не из потребности
чистого знания, а для обоснования своих стремлений к лучшему, более справедливому социальному строю.
В мире происходит суд над
идеей Бога, оскорбительной для
чистой совести и для
чистой человечности.
Основная
идея этой проповеди была та, что мало испросить прощенье у ближнего на словах, надо заслужить это прощенье и делом, и словом, и помышлением, и, главное, самому безусловно, непоколебимо, с
чистым сердцем, простить врагов своих. «Яко же и мы оставляем должникам нашим», — таково условное обращение к Богу-Отцу, предписанное нам словом Бога-Сына.
Васильев-Рыбак тоже догадался о причинах принятия в труппу Пальм-Швейцарской, и очень обиделся, так как Анны Аркадьевна, за несколько времени перед тем, наотрез отказала ему в принятии на сцену одной его пасии, пользовавшейся не особенно скромной репутацией, объяснив этот отказ ее служением
идеи чистого искусства.
Достоевский берет
идею, враждебную Христу, в
чистом виде.
— А надо быть ею, чтобы вести такое дело! С одной
идеей о служении
чистому искусству — далеко не уедешь.
Всей душою преданная
идее проведения в жизнь
чистого искусства, Анна Аркадьевна бережно охраняла свой вертоград — ее собственное выражение — от тех дневных и ночных бабочек, которые званием артистки прикрывали другие, к искусству прямого отношения не имеющие профессии.
Отсюда принципиальное оправдание диктатуры, тираническое господство меньшинства, истинных носителей
чистой социалистической «
идеи», над большинством, пребывающем в тьме.